Психология (продолжение)

По Фромму темперамент как составляющая личности идет впереди характера, хотя характеру он уделяет куда больше внимания. Знал ли Фромм, что темперамент человека можно частично «запланировать», пока тот еще находится в утробе матери, ибо темперамент во многом зависит от условий, в которых маленький человек впервые оказался, покинув такую удобную и привычную для него утробу матери, то есть от условий родов? Полагал ли он, что темперамент неизменен в течение жизни человека, а на характер можно повлиять? Принимая такое положения, мы приходим к выводу, что человеческая личность все же непостоянна. При рождении человека ее можно представить как некое аморфное тело, которое со временем кристаллизируется и затвердевает, все менее и менее подвергаясь слияниям со стороны. Жизненный тому пример найти несложно — всем известно, что в детстве и юности учиться куда проще, чем в 30-40 лет.

Существует много концепций, ставящих вопрос о смысле существования, но выделяются три наиболее известных. Первая — существование ради самореализации, вторая — существование ради социального служения и, наконец, третья — существование ради совершенствования духа. Ясно, что вторая концепция отождествляет собой фактическую бесконечность (с духовной точки зрения) существования человечества, она во многом отражает идеи гуманистов о существовании в пользу других. Также неясно, к чему ведет первая концепция, ибо посредством полной самореализации лишь увеличиваются темпы прогресса человечества, хотя, возможно, в этом можно увидеть кратчайший путь к некой крайней точке существования, какой, например, можно считать нирвану . Но скорее всего состояние нирваны можно отнести в третьей концепции — существования ради совершенствования духа.

technorati tags: , , ,

Реклама